HАУКА + СПОРТ + ИСКУССТВО = КУЛЬТУРА III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
ОСНОВНАЯ  ИНФОРМАЦИЯ  О  "СОВРЕМЕННОЙ  КАЛОКАГАТИИ"
ПРОГРАММА  МЕРОПРИЯТИЙ  "КОЛОКАГАТИЯ - МАРАФОНА"
ИСТОРИЯ  "СОВРЕМЕННОЙ  КАЛОКАГАТИИ"  С 1997 года
СИМВОЛИКА  "СОВРЕМЕННОЙ  КАЛОКАГАТИИ"
КОНТАКТНАЯ  ИНФОРМАЦИЯ  ОБ  ОРГАНИЗАТОРАТОРАХ

 


НАУКА И РЕЛИГИЯ

ДЕЛЬФИЙСКАЯ СПИРАЛЬ

2014 год


Моя Калокагатия

Калокагатия. Вы когда-нибудь задумывались над тем, как звучит это слово? Впервые услышав его, я подумала: красиво, благородно, веет нотками доброты. Проявив интерес к происхождению термина, обнаружила, что интуиция меня не подвела, ведь дословная расшифровка включает в себя два прилагательных «прекрасный» и «добрый».

Больше всего мне по душе пришлась трактовка Аристотеля: «Калокагатия есть цельность человеческой личности и величия души. Она свойственна всем людям, но только в разной степени». И вы сами знаете, что как для любого навыка, повышение этой степени есть результат моральных упражнений и тренировки.

Думаю необходимо обильно пустить в массы понятие о Калокагатии. В наш век современных технологий и новых открытий жители мегаполисов стали забывать о чувственности, уважении и доброте. Модернизируя техническую сферу нашей жизни, мы сами стали превращаться в роботов. Как машины: строим стратегии, живем в скоростном ритме, сопровождая все это металлической холодностью друг к другу.

Совершенствуя внешний облик, не стоит забывать и о внутреннем содержимом. Ведь любой объект считается идеальным только тогда, когда в нем идеальна любая деталь.

P.S. Считаю, что участие в конкурсе «Мисс Санкт-Петербург/Ленинградская область» является своего рода практической тренировкой Калокагатии в моей жизни. Находясь в таких тяжелых рамках, как рамки соревнования, мы не заливаемся черной завистью, не строим козни, а наоборот, рады, что повстречали друг друга, всегда готовы протянуть руку помощи. Скажу больше, нас невероятно сдружил этот конкурс. Мы стали ближе к совершенству, к идеалу.

Истомина Яна



Красота без доброты умирает невостребованной

«С детства мы слышим много разных мнений о красоте и доброте. Как не странно эти понятия тесно связаны друг с другом.

Что же такое красота? Что это за удивительное, радостное, светлое ощущение, отличное от иных человеческих чувств?

Я решила выяснить – прав ли был С. Джонсон, сказав: «Красота без доброты умирает невостребованной».

А поможет мне в этом детский калейдоскоп. Многие помнят эту незатейливую игрушку: корпус, три зеркальца и много разноцветных стеклышек. Как увлекала она своими узорами, сколько радостных впечатлений дарила! Осторожно передавая калейдоскоп из рук в руки, мы старались сберечь этот неожиданно получившийся хрупкий узор, и нам так хотелось, чтобы удивившее нас порадовало и наших друзей. Вырастая, мы забываем и перестаем играть в детские игрушки, но помним те мгновения, когда, восхищаясь, открывали для себя мир, предстающий перед нами во всем своем великолепии и многообразии, как узоры калейдоскопа. Я хочу, чтобы посредством этой милой игрушки вы увидели не только узоры, но и страницы интересных книг, высказывания великих людей, заглянули в историю, посмотрели на самих себя со стороны и составили впечатления об увиденном.

Итак, что есть красота? Давайте обратимся к словарю Ожегова: «Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение». А какого человека на ваш взгляд можно назвать красивым? Давайте проследим, как изменялись критерии и эталоны красоты в разные времена, у разных народов.

Крутим калейдоскоп...

Во все времена мужчины придирчиво оценивали женскую привлекательность, а женщины в ответ старались соответствовать предъявляемым к ним высоким требованиям. Однако на протяжении веков представления о красоте менялись, и то, что когда-то казалось прекрасным и вызывало восхищение в одну эпоху, вызовет недоумение в другую. То, что считалось красивым у людей одной культуры, вызывает улыбку у представителей другой. То, что одному человека кажется прекрасным, другому может показаться совершенно обыкновенным.

Если обратиться к древности, то можно обнаружить, что, например, египтяне считали эталоном привлекательности тонкие черты лица, высокий лоб и прямой нос. Губы у красавицы должны были быть полные, щеки румяные, а глаза большие, вытянутой миндалевидной формы, причем самым красивым цветом глаз считался зеленый. Волосы ценились гладкие, цвета воронова крыла. Ну, а верхом изящества и грациозности считалась тяжелая высокая прическа, когда голова выделялась на подчеркнуто длинной шее.

В Древней Греции женский идеал был несколько другим. Практично относившиеся ко всему (в том числе и к вопросам продолжения рода) греки больше всего ценили женщин статных, с широкими бедрами, плоским животом и узкой талией. Пример такой идеальной красавицы – Венера Милосская, чьи пропорции составляют 86 х 69 х 93 при росте 164 см. Глядя на Венеру можно также утверждать, что правильные по древнегреческим понятиям черты лица – это невысокий лоб, большие глаза, греческий нос и мягкая линия бровей. Известно, что гречанки, в большинстве своем темноволосые, отдавали предпочтение светлым волосам и даже для этого их обесцвечивали.

Представления о красоте у индейцев Южной Америки сильно отличались как от североафриканских, так и от европейских. Индейцы племени майя были уверены, что главные признаки красоты – косоглазие, орлиный нос и сплющенная форма черепа. А еще, лицо должно было быть узким, с выдающимися скулами, выступающим округлым подбородком и маленьким ртом.

По версии арабов идеал красоты – это обладательница круглого лица, больших черных глаз с поволокой, алого рта, белоснежных зубов и густых изогнутых бровей. По арабской традиции волосы должны быть тяжелыми, густыми и длинными. На теле же все волоски необходимо тщательно удалять, чтобы кожа выглядела идеально ровной. Арабская девушка должна была иметь миниатюрные, тонкие пальцы и щиколотки, но при этом пышные бедра, округлый живот, полноватые руки и средних размеров грудь.

В странах Дальнего Востока – в Японии и Китае – представления о красоте были еще более своеобразными. Красавицами считались девушки миниатюрные, с изящным станом, небольшой грудью, а также крошечными ладонями и ступнями (для этого китайским девочкам даже бинтовали ноги, чтобы стопы переставали расти и не превышали 10 см в длину). Особенно ценилось изящество рук и пальцев, тем более если ногти были длинными и накрашенными.
По канону лицо японской красавицы должно было выглядеть как можно бесстрастнее и кукольнее, поэтому японки густо белили щеки, лоб и грудь, а брови выбривали и рисовали вместо них короткие толстые черточки. Подбривали в Японии и волосы на лбу, а потом обводили линию волос тушью, чтобы лоб казался выше, а овал лица длиннее. Рот должен был быть ярко алым и маленьким (предпочитались губы «бантиком»). Причем, улыбаться и смеяться рекомендовалось только так, чтобы не показывались зубы. Длинные волосы считались признаком красоты, но распускать их было непринято. Волосы собирали в тугой пучок, который поддерживался специальными узорчатыми палочками.

В пограничной с Китаем Индии эталон красоты был принципиально иным. Здесь ценились пышные, чувственные женщины с большой грудью, объемными бедрами и не очень тонкой талией. Объяснение этому было очень простое: худая девушка вызывала сомнения в «плодородности», а статная и широкобедрая гарантировала здоровое и многочисленное потомство. Впрочем, нести свое дородное тело барышня должна была красиво. Правильная осанка и плавная походка – немаловажные составляющие идеального образа индийской красавицы.

Африканские представления о красоте, пожалуй, наиболее необычны для европейцев. Здесь во все времена ценились не просто полные, а сверхполные женщины. Мало того, во многих африканских племенах наиболее дородная и пышная девушка (с третьей степенью ожирения) может рассчитывать на самое выгодное и удачное замужество. Несмотря на кажущуюся странность, такой критерий привлекательности вполне оправдан. Полнота свидетельствует о благополучии и материальном достатке в семье. Худоба – признак плохого питания и бедности. Вот почему заботливые матери и родственники, начиная с подросткового возраста откармливают девушек так, чтобы при наклоне у них на животе было не меньше 12 жировых складок. Практически у каждого африканского племени есть свои нюансы в понимании женской привлекательности. Например, у банту в почете удлиненные лица, в племени акан восхищаются длинными прямыми носами, а фулани ценят высокий лоб, для чего удаляют брови и ресницы. В Бирме женщины буквально одержимы желанием иметь длинную шею (они вытягивают ее с помощью медных колец), а в Кении модно наголо обривать голову.

О том, что считалось красивым на территории Европы, мы можем судить, начиная с раннего Средневековья. В то время эстетические представления формировались под влиянием религии, а потому все плотское, чувственное, эротичное не приветствовалось ни в коей мере. Ценились непропорциональные фигуры – с узкими плечами, плоской грудью, но при этом достаточно широкими бедрами и чуть выступающим животом. К тому же средневековые красавицы должны были быть бледными, хрупкими, с ангелоподобными лицами, голубыми глазами и длинными белокурыми волосами. Предпочтителен был удлиненный овал лица, тонкие черты, узкий нос и очень высокий лоб (для этого красавицам даже приходилось выбривать волосы надо лбом), брови полагалось выщипывать, оставляя лишь тонкие полосочки.
С Возрождением в Европу пришла мода на пышных, дородных красавиц. Эталон Ренессанса – это дама с мощным телосложением, большой грудью, широкими и полными бедрами с явными признаками целлюлита. Пухлые, соблазнительные и даже, как бы сейчас сказали, рыхлые формы вызывали только одобрение, поскольку считались наиболее естественными.
В период барокко женское тело, как и ранее, должно было быть пышным – с объемными бедрами и широкими округлыми плечами. Но в моду вошли тонкая талия и лебединая шея. Что любопытно, во Франции больше ценились женщины с высокой, пышной грудью. А вот в Испании тогда же было принято стягивать грудь корсетом так, чтобы она казалась как можно более плоской.
В начале XVIII века, с наступлением рококо, эстетические идеалы вновь изменились, и теперь привлекательная женщина должна была напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку: узкие плечи, тонкая талия, худые руки и ноги. Естественность в этот период совершенно не ценилась, вплоть до того, что парики, вытеснив «натуральные» прически, стали напоминать торты, натюрморты и даже замки.
После французской революции, мода на естественную красоту вернулась. Естественным же на тот момент считалось все, что было принято в Древней Греции, и идеалом красоты в XIX веке оказались отнюдь не худышки. Однако благородной даме при слегка полноватых руках, пышной груди и округлых бедрах, положено было иметь осиную талию и довольно-таки бледный вид, свидетельствовавший об ее изнеженности и утонченности. Изящный корпус, тонкие лодыжки и запястья опять-таки были в моде. А здоровый румянец и загар, а также плотное телосложение считались признаками низкого происхождения.
Начало ХХ века породило моду на бледных, тонких и томных красавиц с резкими чертами лица и нездоровым блеском в глазах. Чтобы хрупкость фигуры выделялась еще сильнее, предпочтение отдавалось пышным прическам и волнистым волосам. Впрочем, к середине века экстравагантность уступила место спортивности. Женщина должна была иметь стройный, гибкий стан, небольшую подтянутую грудь и узкие бедра. Белизна кожи тоже ушла в прошлое – теперь загар символизировал и красоту, и здоровье. Закончилась и мода на роскошные локоны. Короткие стрижки «под мальчика» - одна из наипопулярнейших тенденций этого времени.
После Второй мировой войны акценты снова сместились. Стала приветствоваться женственность и округлость: роскошный бюст при подчеркнуто тонкой талии, пухлые щеки и губы. В моду вошли длинные стрижки и перманентная завивка. Ну, а к концу века женственность и мягкость сменили подростковая угловатость и субтильность. Высокие, узкобедрые и узкокостные модели с маленьким бюстом и длинными ногами, пропорциями 90х60х90 оказались властительницами мужских сердец и женских умов. Прически тоже стали другими – растрепанные, взлохмаченные, подчеркнуто сексуальные...

С каждым десятилетием и даже с каждым годом эталоны красоты меняются все быстрее и быстрее, и в XXI веке уже целая индустрия работает над созданием и свержением прекрасных образов, чтобы тут же предложить эпатажные новые или хорошо забытые старые. Впрочем, есть один параметр, который остается за границей внимания кинематографа и модных журналов. Параметр, который ценился во все времена, в независимости от объема талии или полноты бедер. Это – индивидуальность, которая и делает женщину по-настоящему прекрасной и неподражаемой.
Менялись времена, менялись люди, нравы, мода, и до чего же оказалась правдива известная всем нам пословица: «На вкус и цвет товарищей нет». Этот немыслимый хаос разноречивых взглядов и мнений, вероятнее всего, вызван возникновением, развитием и отмиранием общественных идеалов, многообразием личных, семейных и сословных вкусов, разнообразием и несовместимостью индивидуальных эстетических оценок и суждений.
К сожалению, в погоне за американским эталоном красоты мы, русские люди, по-моему, теряем не менее важные ее составляющие – ум и образованность, русский дух и духовность. Современная культура, всё более отрицающая положительное человеческое содержание, формирует духовный мир людей, производя в их сознании неуловимые и необратимые изменения. Так как нас интересует именно объективное содержание красоты, отвлечемся от всего многообразия восприятия и оценок прекрасного человеком и сосредоточимся на анализе самой сущности прекрасного.

Крутим калейдоскоп дальше!

А это что? Ах, это стихи! А что может быть прекраснее поэзии?! У Сергея Островского есть замечательные стихи про женщин:
Если вы так прекрасны и так обольстительны,
Если ваши глаза сравнивают с небом и с морем,
Если белому мрамору хочется стать вашим телом,
Если Ромео любил Джульетту,
Если человечество начинало из-за вас войны,
Если столько раз на этой земле вам объяснялись в любви –
Почему же есть несчастные, есть одинокие?
В чем же причина печали и одиночества?


Как гласит народная мудрость: «Не родись красивой, а родись счастливой». Выходит, что «не с лица воду пить...».

В строках стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», я нашла ответ на свой вопрос. Думаю, и вы поймете, в чем Заболоцкий увидел красоту девочки:
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость, так же как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит.
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, -
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?


Замечательно раскрывает тему красоты лица в Людмила Татьянина:
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом!
Есть лица –подобия жалких лачуг
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот
.

Чем привлекло автора лицо, сравниваемое им с маленькой хижиной?

Откинув бремя повседневности
В ночной целительной глуши,
Перебираю драгоценности,
Хранимые на дне души
Их у меня не так уж много,
Но больше и не надо мне,
При подведении итогов
Они не падают в цене
.

О каких драгоценностях говорит Людмила Татьянина?

Уверена, речь идет о таких человеческих качествах, как доброта и человечность, доброжелательность и терпеливость, терпимость и выдержка, честность и порядочность, целеустремленность, сила воли, щедрость.

Но меня интересует не просто отношение человека к тому или иному явлению действительности, я хочу понять, что именно во внешнем мире вызывает в людях ощущение красоты, что есть сама объективная красота, отражённая и преломленная в бескрайнем разнообразии людских оценок, вкусов, взглядов и идеалов.

Калейдоскоп – такая игрушка, которая никогда не перестанет удивлять. Сейчас мы оказались за круглым столом с великими людьми. И вот о чем они мне поведали...

Добрые люди подобны звездам, светилам того века, в котором они живут, озаряя свои времена. (Бенджамин Джонсон)

Добро не в том, чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого. (Демокрит)

Твори добро друзьям своим, чтоб они еще более любили тебя; твори его своим врагам, чтоб они сделались когда-нибудь твоими друзьями. (Клевоул)

Совершеннейший из людей тот, кто любит всех ближних своих и делает им добро без разбора, хороши ли они или дурны. (Магомет)

Тот, кто делает добро другому, делает больше добра самому себе – не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает уже большую радость. (Сенека)

Добрый человек это тот, кто помнит свои грехи и забывает свое добро, а злой, наоборот, - тот, кто помнит свое добро и забывает свои грехи. (Древнееврейское изречение)

Когда ты сделал кому-нибудь добро, и это добро принесло плоды, зачем же ты, как безрассудный, домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело? (Марк Аврелий)

Размышляя над словами великих людей, я пришла к выводу, что Доброта - это и есть Красота Души. Раньше я часто задумывалась над тем, что окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности. Любовь и понимание силой не вырвать. Их можно получить как подарок от людей добрых по натуре. Но поскольку природа не всегда щедра, лучше следовать одному из правил высокой психологической культуры: пожелай себе того, что желаешь другим. Если чувствуешь дефицит доброты в окружающих – значит нужно быть добрее самому.

Дальше Калейдоскоп, перенес меня в древнюю Грецию, к истокам возникновения такого понятия, как «калокагатия». И вот, что я узнала в этой прекрасной стране.
Калокагатия в древнегреческой культуре - гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеала воспитания человека, т. е. единство прекрасного и нравственного. Таким образом, эстетически прекрасное понималось и как эстетически-нравственное в своей основе, как средоточие всех совершенных качеств. Такое понимание показывает целостность восприятия античного человека, для которого чувственный, телесный компонент прекрасных объектов органично совмещался с высоким духовным содержанием. Слово возникло в повседневном языке, но использовалось как термин в философии Платона и Аристотеля. Калокагатия была одновременно социально-политическим, педагогическим, этическим и эстетическим идеалом.
Здоровье может быть включено в смысловое поле калокагатии как одна из частных характеристик калокагата. Здоровье в платоновском понимании может быть соотнесено с многозначным понятием калокагатия, которое является фундаментальной античной характеристикой благородного, прекрасного и совершенного человека (калокагата). Калокагатию, в которой соразмерное соотношение переходит в слияние и тождество, можно рассматривать как максимум того, чего способна достичь наделенная здоровьем личность, как пик самосовершенствования, когда здоровье, соединяясь с другими достоинствами и добродетелями, обретает новое качество и возводит человека на высшую ступень его бытия. Если рассматривать здоровье в таком сочетании качеств, как калокагатия, становится понятным, почему Платон, давая свое определение, упоминает категорию Прекрасного. Здоровье и красота выступают как взаимодополняющие понятия, в которых выражается более общая идея соразмерности. Так, телесная красота и душевное здоровье представляют собой два взаимодополняющих аспекта высшей согласованности, наиболее полно раскрывающейся в идеале калокагатии; это как бы две ее стороны — внешняя и внутренняя, данные в эстетическом созерцании красивого тела и в уравновешенном самоощущении, активности, упорядоченном образе жизни. Иными словами, внешне прекрасно то, что внутренне согласованно, упорядочено. Для античного сознания очевидно, что душевная красота непременно должна быть дополнена физическим здоровьем, которое есть не что иное, как естественное внешнее выражение внутренней гармонии и достигнутого духовного совершенства, проявление лучших душевных качеств, их воплощение в теле. Это соответствие прекрасного и здорового (и в телесном, и в душевном плане) приближается в идеале к полной «симметрии». Из всего вышеизложенного можно сделать вполне определенный вывод: чтобы быть прекрасным и здоровым в античном понимании, недостаточно только совершенствовать свое тело или (как следует из более позднего определения Цицерона) гармонизировать душу, необходимо, прежде всего, заботиться об их оптимальном соотношении. Когда поднимается вопрос о здоровье и благоустройстве жизни, становится очевидным, что тело и душа не могут быть гармонизированы по отдельности, без учета их тесной взаимосвязи, или, точнее, взаимозависимости. Ведь как бы ни была велика степень упорядоченности и согласованности в одной из этих сфер, непорядок в другой неизбежно приводит к нарушению желаемого равновесия. Согласие души и тела, в трактовке Платона, это не какой-то недостижимый идеал, но необходимое и естественное условие здорового существования человека. Наиболее полно и развернуто проблематика здорового соотношения души и тела обсуждается в платоновском диалоге Тимей. В вопросах здоровья и болезни, добродетели и порока, — утверждает Платон, — нет ничего важнее, нежели соразмерность или несоразмерность между душой и телом как таковыми. Но мы не задумываемся над этим и не понимаем, что когда могучая и во всех отношениях великая душа восседает как бы на колеснице слишком слабого и хилого тела, или когда равновесие нарушено в противоположную сторону, живое существо в целом не прекрасно, ибо ему не хватает соразмерности как раз в самом существенном; однако когда в нем есть эта соразмерность, оно являет собой для каждого, кто умеет видеть, самое прекрасное и отрадное из всех зрелищ.

Крутится калейдоскоп. И я уже перенесена в древнейшую цивилизацию майя.
Идеи Калокагатии об идеальных совершенных людях занимали и умы Богов, создавших праотцев майянского народа киче. Об этом рассказано на языке киче в знаменитом эпосе «Пополь-Вух». Название эпоса «Пополь-Вух» означает «Сборник исписанных листов», являющегося единственным произведением коренного населения Америки, дошедшим до нас с доколумбовских времен. В нем мы находим рассказы и сказки, планы и идеи, связанные с древней религией, содержится много информации о космогонии (от греч. «космос» - мир, «гонос» - происхождение) киче.

Способность этического восприятия избирать в качестве объекта либо нечто, находящееся во взаимоотношении с чем-то другим, удачно сочетающееся с чем-то, либо нечто целое, состоящее из частностей, подходящих, соответствующих друг другу, связанных друг с другом, составляющих общую, подчас весьма сложную гармонию, была замечена ещё в глубокой древности. Гармония, царящая во всём мире, является упорядочивающим и творческим началом всей природы и космоса. Гармония, воспринятая эстетически, вызывает переживание красоты, как непосредственное ощущение глубочайшей закономерности мироздания.

Меняются страны, мелькают картинки, возникают новые образы…

Шефтсбери, английский философ-моралист видел в гармонии залог нравственного самоусовершенствования человека. Он изучал глубинные связи между истиной, красотой и добротой. «То, что прекрасно, - гармонично и пропорционально; то, что гармонично и пропорционально, - истинно, а то, что одновременно прекрасно и истинно, является приятным и добрым». Шефтсбери рисовал величественную картину вечно творимого и творящегося космоса с единым первоисточником истинного, благого и прекрасного. Образ космоса у Шефтсбери — выражение стремления человека к идеалу гармоничной естественности как разумной упорядоченности человеческого бытия. Нравственность, по Шефтсбери, коренится во врождённом человеку "нравственном чувстве"; сущность её — в гармоничном сочетании индивидуальных и общественных склонностей. Присущая Шефтсбери эстетизация мира связана с утверждением эстетического характера нравственного совершенства, неразрывного единства красоты и нравственности (диалог "Моралисты").

Калейдоскоп возвращает нас к нашим дням.

Русский философ А. Ф. Лосев разъясняет термин калокагатия следующим образом: «Это составное этически-эстетическое понятие — своего рода кентавр. И так же как представление о коне-человеке могло существовать во времена мифологической древности, точно так же и понятие "прекрасно-доброго" могло иметь значение только для эпохи, в которой этическое и эстетическое сознание было, по сути дела, синкретичным, единым».
Красота, неопровержимо существующая как в природе, так и в общественной и духовной жизни людей, для объективного научного исследования явление странно ускользающее и весьма эфемерное. Однако современные ученые не теряют надежду разгадать этот феномен и делают все новые и новые открытия, приближающие нас к полной разгадке. Они объясняют понятие калокагатия с точки зрения современной науки, используя знания фундаментальной физики и биологии, применяя новейшие технические разработки.

Пора подводить итоги нашего путешествия. Вращая калейдоскоп, нельзя предугадать какая сложится картинка, и какие узоры мы увидим в следующее мгновение. Благодаря калейдоскопу, мы узнали много нового, увидели много незабываемых, потрясающе красивых мест нашей планеты, приобрели массу впечатлений, накопили огромный опыт. Человек, который живет по законам гармоничной жизни, с каждым днем становится все более и более высокоразвитой и духовной Личностью. Его душу питает прекрасное: природа, изобразительное искусство, музыка, танцы. Высокоразвитая Личность должна стремиться к тому, чтобы использовать любую возможность для внутреннего роста, раскрытия потенциальных способностей и талантов, обогащения внутреннего мира, получать радость и удовольствие от общения с миром, другими людьми, с самим собой. Это и есть, и восторг существования, и радость самой жизни.

Мы живем в интереснейшее время. Наша великая задача состоит в максимальном приближении своего сознания к Божественному. Это жизненно важно для всех людей, живущих в данное время на планете Земля. Повышая уровень своих вибраций, мы качественно улучшаем все аспекты своей жизни и помогаем нашей планете пережить исторический период перехода в более высокие планы бытия. Есть великий закон Вселенной, что вершины достигает тот, у кого чистые намерения и доброе сердце. Речь идет о новой эпохе... От того, насколько быстро мы сможем трансформировать наше сознание, настроить его на добро и просветление, радость и любовь, зависит судьба нашей планеты. Если ты замечаешь красоту мира вокруг, прекрасные лица друзей, счастливые сияющие глаза родных и близких, значит, в душе твоей царят гармония и любовь.
Да пребудет мир и любовь во всей Вселенной!».

Фролова Надежда

Каждый человек – творец и создатель своей красоты!

Вступив на тропу осознанной жизни, побывав в различных жизненных ситуациях, познакомившись с множеством разных людей, я поняла, что красота человека – это одно целое, состоящее из души, тела и положительной энергетики, их невозможно отделить друг от друга. Понять, как одним словом назвать то, что я вижу и чувствую о красоте, охарактеризовать ее, мне помогло участие в конкурсе «Мисс Санкт - Петербург и Ленинградская область». Теперь я говорю – КАЛОКАГАТИЯ это и есть то великолепное сочетание в каждом человеке, неподвластное старению и вымиранию.

Красота… Часто твердят, что именно красота спасёт мир. Но многие, неверно истолковав эту фразу, становятся жертвами искусственной красоты. Люди стали торговать красотой, кто-то украшает свою внешность, всяческие пластические операции, кто-то продаёт, кто-то покупает, кто-то обманывает, кто-то становится жертвой обмана. Я считаю, что настоящая естественная красота не продаётся, её невозможно купить. Ведь красота – это определённое качество, зарождённое в сердце человека, это весьма тонкое, безупречно чистое сияние души. Мне кажется, совершенную истинную красоту невозможно взвесить, ибо нет цены у духовной красоты.

В каждом звуке чувства человеческого огромного духовного мира есть множество красок истинной красоты. Особенно их можно увидеть в любви. Так оно и должно быть, ведь всё на свете сотворено с любовью. Поэтому Любовь и Красота неразрывны друг с другом. Если человек умеет любить, то он умеет видеть, ощущать, пропускать через себя самое прекрасное и даже может сам создать красоту.

Человек, который любит жизнь, радуется каждому дню, стремится к совершенству, к высокой нравственности, знаниям и, конечно же, к любви, поймет огромный смысл слова КАЛОКАГАТИЯ. Несомненно, человек, который умеет видеть и различать естественную, и в то же время простую, обычную красоту, – самый богатый человек. Духовное богатство – это огромное сокровище.

Необходимо помнить - время коротко и быстротечно. Важно не опоздать! Любите, цените свою жизнь, каждый миг! Живите красиво, будьте прекрасными частичками души и красоты!

Моисеенко Виктория


Сказка: Сила в единстве

Жил-был человек, который посватался к двум сестрам-близнецам. Но их отец сказал: «Ты не сможешь взять их в жены, пока не угадаешь, как их зовут, а имя у них одно на двоих!». Не счесть то количество попыток, которые сделал Человек, чтобы угадать имя девушек. Им только было замечено, что одна из сестер красивее, а другая милее.

И в один день он решил обратиться за помощью к старой женщине, обитающей в тайном месте, которая занималась собирательством всего, чему угрожает опасность быть потерянным для мира. Нужно признать, это был смелый шаг, так как об этой женщине сказывали, что живет она в избе из костей, волосата, издает нечеловеческие звуки и проводит таинственные встречи.

На вопрос Человека: «Как же их зовут?!», мудрая женщина начала его поучать:

- «Знаешь ли ты, что такое гармоничное единство в человеке? Осознаешь ли, что нет красоты без добра и света?! Слышал об учении Платона, что Красота и Доброта – одно?!»

- «Слышал, матушка…»

- «Понимаешь ли ты, как тяжело дается не многим, но по-настоящему Красивым Людям удерживать в гармонии Физическую Красоту и Духовную Красоту? Ибо только благодаря гармонии, они могут упорядочить свое внутреннее многообразие.

- «Понимаю, матушка…»

- «А, что ж тогда не знаешь, какое имя носит древняя наука, объединяющая эти принципы?

Превыше всего в жизни эллины считали совершенство человека, гармонию его развития, физического и духовного, а называли это совершенство - Калокагатией. Запомни, дружок, это благозвучное слово. Ты достоин познать его, так как был смел и пытлив».

- «К-А-Л-О-К-А-Г-А-Т-И-Я!!! Их, двух неразделимых близнецов, Добрую и Красивую зовут – КАЛОКАГАТИЯ!!!» - неожиданно в порыве счастья воскликнул Человек.

Поблагодарил он мудрую женщину за подаренное знание, и пошел в очередной раз свататься. А когда вновь пришел к отцу девушек и назвал ему имя дочерей, те были полностью готовы отправиться в путь вместе с ним, ведь все это время они только его и ждали.

А напоследок Человек получил наставление от отца невест: «Познав символ близнецов Калокагатии, ты еще долго будешь узнавать многое об этой силе единства Двоих. Но помни: их нужно любить и кормить одинаково, ибо в совокупности они даруют человеку необыкновенную мощь!»

Кузина Виктория


Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой

Прежде чем изложить мои размышления о Калокагатии на бумаге я в полной мере осознала всю сложность и многогранность этого понятия с которым я познакомилась на очередной этапе конкурса «Мисс Санкт-Петербург 2014». Именно поэтому я прибегла к помощи различных словарей и афоризмов великих людей, которые помогли мне приблизиться к истине.

Калокагатия – это идея воспитания гармонично развитой, нравственно совершенной личности. В рамках этого понятия можно говорить и о ориентации личности на общечеловеческие ценности поиска истины, добра, красоты и гармоничной жизни, и о чувстве красоты природы и единства с ней, и о доброжелательности к людям, и о стремлении к достижениям, и о гибкости в управлении своими эмоциями, и о здоровом образе жизни, и о преобладании положительных эмоций и хорошего настроения. Гармоничная личность радует себя и окружающих своим душевным и физическим здоровьем.

Заметим, что Калокагатия – это непереводимый термин античной эстетики обозначающий гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты человека. Калокагатия – это внешний вид человека в зеркале, который должен указывать ему на его моральные качества. Калокагатия – это внешне поведение человека, определяемое его внутренними качествами.

Пока я искала истинное разъяснение слово Калокагатия, отражающее все его стороны, мне попалось на глаза такое определение: «Калокагатия – есть цельность человеческой личности и величие души. Она свойственна всем людям, но только в разной степени». Калокагатия сегодня трактуется не как нечто природное и естественное, но как результат моральных упражнений и тренировки как физической, так и духовной.

После того, как я разобралась с тем, что же такое Калокагатия, я обратилась за помощью к выдающим личностям, а именно к их высказываниям о внешней и внутренней красоте.

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - именно так считал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. И с ним нельзя не согласиться. Конечно, одежда и внешность важны в современном мире, но это далеко не главные составляющие Личности. Я не зря написала слово «Личность» с большой буквы. Ведь чтобы соответствовать ей нужно, чтобы мысли были в порядке, то есть они должны быть «чистыми». Нужно искоренять в себе зависть, равнодушие, негативное отношение к людям, стараться управлять своими мыслями в нужном русле, попытаться отыскать в себе способность видеть красоту во всем и в каждом. И только лишь через призму мыслей мы можем прикоснуться к душевным достоинствам человека.

А вот великий драматург Уильям Шекспир сравнивал красоту с книгой, что накладывает еще больше ответственности на понятие «красота». «Внешняя красота еще драгоценнее , когда прикрывает внутреннюю. Книга, золотые застежки которой замыкают золотое содержание, приобретает особенное уважение», – такова точка зрения У. Шекспира. Сама по себе книга является источником знаний, отвечает за эстетическое и духовное воспитание человека. Так что сравнение с книгой – это особенное сравнение. Всем известно, книга – произведение искусства, нам приятно рассматривать обложку книги, переплет, иллюстрации, ее оформление, перелистывать ее страницы, но главная миссия книги – донести до нас то, что хотел сказать автор в своем произведении. Именно чтение книг, а не рассмотрение иллюстраций, способствует духовному развитию человека, развитию воображения, постепенному формированию творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Так и в отношении человека. Мы можем долго восхищаться его внешней красотой, но если мы с ним начинаем общаться, то есть узнавать его взгляды на искусство, театр, музыку, другие стороны окружающей действительности, его интересы, понимаем, что для него в жизни важнее – мы начинаем смотреть на внешнюю красоту иначе. Если человек разносторонне развит, с ним интересно общаться на предмет многих тем – это приукрашает привлекательную внешность. Но если нам с человеком абсолютно не о чем говорить, нет общих тем, он ничем не увлекается и не интересуется, то даже его идеальная внешность и роскошная одежда будут блекнуть на общем фоне. Поэтому, именно гармоничное сочетание физических и нравственных достоинств объясняет нам истинное значение слова «красота».

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой», - эти слова уже принадлежат перу великого композитора Михаила Ивановича Глинки. На мой взгляд, здесь уже идет речь о таких личностях, как участницы конкурса «Мисс Санкт-Петербург». Многие девочки, придя на конкурс, думают, что они обладают совершенной красотой и менять в себе больше ничего не нужно. Однако, на данном конкурсе этого будет недостаточно. Здесь приветствуется сочетание внешних и внутренних достоинств, баланс духовного и физического развития, а если же девушка не в полной мере разносторонне развита , то именно этот конкурс даст толчок к совершенствованию себя. Эффект от участия в конкурсе будет ощутим с первых месяцев его прохождения. Возвращаясь к высказыванию М.И. Глинки, можно сказать, что каждая девушка в попытке создать «свою» красоту, в широком понимании этого слова, должна пройти так называемое «очищение души». А конкурс «Мисс Санкт-Петербург» способствует этому.

Наверно, когда Михаил Иванович писал эти слова, он подразумевал под людьми с «чистой душой» представителей искусства, художников, скульпторов, композиторов, писателей, поэтов и других творцов красоты. А я считаю, и надеюсь многие со мной согласятся, что в этот перечень попадают и участницы конкурса «Мисс Санкт-Петербург 2014», так как именно они, и я в их числе, создают истинную красоту и украшают наш любимый город в то время, когда все запутались, что хорошо и плохо, что прекрасно и уродливо, чем стоит восхищаться, а на что лучше не обращать внимание.

Лично для меня конкурс стал еще одной школой, в которую я пришла по собственному желанию. До этого момента казалось, что и в школе учили, и музыкально-гуманитарной гимназии давалось разностороннее развитие, и в университете неравнодушные преподаватели постоянно советуют, где стажироваться, где набираться профессионального опыта, где лучше работать… А программа конкурса сформирована таким образом, что меньше чем за год я открыла в себе много способностей и талантов, мечты стали реальностью, передо мной открылось много возможностей как себя проявить, конкурс позволяет взглянуть на наш любимый город другими глазами, благодаря конкурсу я обрела новых друзей, что особенно ценно сегодня. Я могу с полной уверенностью сказать, что конкурс «Мисс Санкт-Петербург 2014» перевернул моё сознание. Спустя девять месяцев я стала совсем другой и то, что было ценно для меня в марте, превратилось в совершенно другие ценности. Самое удивительное, я осознала это только сейчас, когда подошла к завершению моих размышлений о Калокагатии.

В заключение изложения моих мыслей хотелось бы сказать, что теперь я в полной мере понимаю смысл и назначение идеи воспитания гармонично развитой личности под названием Калокагатия, что есть истинные Красота и Доброта. А главное, я узнала для себя, что эта идея существует не только на бумаге, но и активно применяется на практике – яркий пример этому конкурс «Мисс Санкт-Петербург» - стать участницей которого мне представилась уникальная возможность.

Пригодич Ирина


Время пришло!

Еще в античные времена люди ценили не только внешние данные, но и нравственные. Симбиоз красоты физической и духовной. Если обратиться к литературе, то мы можем заметить, что людей, сочетающих в себе эти качества - любили и уважали. «Калокагатия» была нормой воспитания еще во времена древней Атлантиды. О ней писали Сократ, Платон и Солон. Однако, в разные времена «калокагатия» стала трактоваться по-разному. И со временем потерялось не только ее истинное значение, но и актуальность.

Сейчас 21 век, но забытая «калокагатия» вновь пытается возродиться из пепла. А все потому что, ее лексическое значение не теряет своей актуальности во все времена, потому что сочетание духовной и внешней красоты – это дар Божий.

Здесь я хочу привести некоторые примеры того, почему вопрос о возрождения канонов «калокагатии» не просто важен, а уже необходим в наше время.

Действительно, в человеке все должно быть прекрасно. И душа, и тело. Но в каждую эпоху внешние стандарты были очень отличны от тех, которые нам сейчас так активно стараются навязать некоторые СМИ, глянцевые журналы и модельные агентства. День и ночь на одном из отечественных каналов бедным девушкам показывают шоу, как стать моделью. Да и все бы ничего, если бы за внешностью, была не пустышка, а личность. Человек с большой буквы.

Очень жаль, что конкурсы красоты сейчас направлены только на поиск красивого лица и фигуры 90-60-90. Но человека никогда не отбирают по духовным качествам. Конечно, это не относится к конкурсу «Мисс Санкт-Петербург/Мисс Ленинградская область». Пожалуй, это единственный конкурс, где действительно духовные качества человека ценятся наравне с внешними, если не больше. В своем роде, это - уникально. Но в большинстве конкурсов красоты, организаторы по-прежнему отбирают девушек только по внешним данным. Поэтому иногда мучает чувство стыда за некоторых победительниц. Вот, например, на этой неделе, «Мисс Россия 2004» красавица и жена футболиста - Виктория Лопырева, задрав ноги на стенку в самолете, ругалась матом на стюардессу. Естественно, она была снята с рейса. Но сам факт того, что эта девушка, когда то стала лицом страны, обескураживает. И таких примеров, к сожалению много.

Наталья Переверзева – «Краса Росси 2011» на конкурсе Мисс Земля, поразила всех своей скандальной речью. «Моя Россия — это бедная, огромная, страдающая страна, безжалостно растерзанная жадными, нечестными, неверующими людьми, — говорит «Краса России» Переверзева. — Моя Россия — это нищий. Моя Россия не может помочь пожилым и детям-сиротам». Что можно сказать об этой девушке, которая так относится к своей стране? В данном случае нельзя говорить ни о какой-либо совместимости красоты внешней и внутренней.

На полках в книжных магазинах мы можем видеть тысячи книг о том, как стать успешным и богатым человеком. И, к сожалению, выражение «идти по головам» все чаще звучит в нашем обществе. Ценится хитрость, ловкость, нечестность, а доброта воспринимается как слабость. Я много раз слышала, что быть добрым, значит быть слабым. Так ли это на самом деле? Неужели, чтобы жить, всегда нужно быть жестким? Очень часто доброту истолковывают как бесхарактерность. Но ведь прошло время каменного века, когда теплое место у костра и кусок добытого мяса были вопросом жизни и смерти.

Но чаще всего люди эгоистичны, и легко паразитируют на доброте других. И тогда разгораются войны и революции. Можете ли Вы себе представить, что фашисты считали доброту – уродством, достойной газовой камеры? А оно именно так и было. И сейчас фашизм вновь дает свои ростки. Как чума вновь начинает появляться на свет, которая долго спала. В своей книге с одноименным названием Альберт Камю так сказал о чуме: «Микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопках белья, и что возможно придет горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города». Именно микроб фашизма сейчас одолевает Украину. О какой доброте там может идти речь, когда 46 человек заживо горели в Одессе 2 мая в Доме профсоюзов? Когда каждый день на Донбассе гибнут десятки людей…

Мы живем в очень непростое время, когда нужно быть сильными в духе и укреплять других. Милосердие – вот слово, которое должно стать основополагающим в обществе.

Но внутренние качества – это не только доброта, это еще и нравственность. Однажды мне давала интервью известный детский психолог Ирина Медведева, она сказала, что в нашем обществе потеряно чувство стыда. На эту тему я сделала много сюжетов на телеканале 100 тв (сейчас на телеканале «Санкт-Петербург») в программе «Нужное подчеркнуть». Один из таких сюжетов о том, как люди загорали на кладбищах. И когда я подходила и спрашивала этих людей на Марсовом поле: «А знаете ли вы, что это кладбище, здесь похоронены сотни солдат и партийных работников?» Некоторые даже загорали топлес. И одна дама за 50 ответила мне: «Нет, мы просто отдыхаем, мы не загораем». Я спросила снова: «Ну все таки кладбище...Вы это знали?». «Да конечно» - ответила мне женщина, которая загорала на Марсовом поле в самом центре Петербурга в одном нижнем белье. К сожалению, она так и не ушла, и воззвать к совести не удалось.

К чему я это все? Да к тому, что гонясь за внешним, мы, безусловно, теряем свои внутренние качества. Что на ваш взгляд можно сказать о девушках, которые выкладывают свои фотографии в социальных сетях в нижнем белье и без? Что можно сказать о Европе, где разрешены однополые браки? Я все это к тому, что без внутренних качеств, таких как доброта, отзывчивость и нравственность, общество никогда не сможет двигаться вперед и развиваться. Без них мы будем только деградировать.

Только сейчас мы, наконец, начинаем пробуждать от спячки. И совсем недавно был намечен ориентир на возрождение понятий семейных ценностей и традиций. Ведь, именно с семьи начинается воспитание. Мама – это как раз тот идеал, то сочетание красоты внешней и внутренней. Идеал «калокагатии».

Время пришло! Модель общества с главной идеей: «бери от жизни все!» и конкуренцией исчерпывает себя. И идеи калокагатии действительно скоро станут идеалом воспитания как в античные времена. Это единственный, на мой взгляд, путь к оздоровлению не только нации, но и всего человечества! Ведь, где доброта, там и красота.

Ольга Махлевская


Идеал несет в себе Справедливость

Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство -непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия (от греческого kalos — прекрасный и agathos — добрый). Одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, мужество и разумность. Именно это делает греческих богов, изваянных древними скульпторами, неповторимо прекрасными.

В современном бешеном темпе жизни - возможна ли гармония души и тела? Возможна ли она вообще, в принципе? Что вообще такое «Гармония»? В первую очередь- это целостность. Логическая связанность всего многообразия, соответствие частей- в составе целого. Отсутствие конфликта с самим собой, и со всем, что тебя окружает. Баланс чёрного и белого. Тёмного и светлого. Инь и Янь.

Проходя реабилитацию после тяжёлой травмы- я открыла для себя мир шейпинга. Но придя однажды восстановить физическое тело, я с удивлением узнала, что оказывается и мой сломленный дух отчаянно молил о помощи. И она для него нашлась, в виде Шейпинга Тонких Тел. Незаметно прошли годы, и я обрела силу. И неповторимое ощущение красоты, которое, как оказалось, и есть сама гармония.

Сергеева Алена


Мое видение человека, соответствующего канонам колокогатии.

Поведую вам, что такое колокогатия в моем понимании, и как я к ней пришла. Мой путь просветления и совершенствования, весьма,интересный. Всегда хотелось жить в Мире, где человек желает совершенствоваться, идя по пути духовного пробуждения. Тогда в его душе будет царить гармония и проявляться такие качества как миролюбие и дружелюбие - а это основа понятия колокогатия, как мне кажется.

Любовь к людям и миру начинается с осознания и принятия себя как целостной личности. От этого рождается здоровая и чистая любовь к себя себе, которая распространяется и на чувство к окружающим людям и мир вокруг. Да,я люблю людей, люблю мир в котором я живу и благодарю за опыт, который я имею, и понимание всего этого, и я имею возможность жить здесь и сейчас, творя своими руками вариант пути своего будущего. Любовь к миру идет от принятия и открытости. Осознав эту и истину и приняв ее, мне хочется наращивать в себе свет и чистоту, чтобы мочь не просто быть заполненным этим и излучать, а еще делиться этим светом : подавать пример и воодушевлять на добрые дела, подвиги и поступки.

У меня в примере человек, в основе которого луч стойкости и миролюбия. Он целостной и сильный, не поддающийся никаким провокациям и разрушительным воздействиям, при этом всегда справедливой и милосерденой, готовой помочь нуждающимся и вставать на защиту слабых, и непоколебим в своих ценностях и убеждениях. Обладая таким внутренним богатством, думаю что человек прекрасен и снаружи. У него не может быть уродливой мимики, поэтому и наружность у него красивое, лицо излучает доброту и приветствие, а глаза свет, они сияют чистым светом, словно глаза ангела. Совокупность и цельность внутреннего с внешним - это и есть полнейшая гармония, абсолют, к которому хочется стремиться, вот что в моем понимании Колокогатия.

Творить добро и нести свет - это один из главных интересов в моей жизни, миссия, с которой я иду по жизни : воодушевлять и вдохновлять. Поэтому, я искала себя и нашла, потому,что мне с детства хотелось не просто просуществовать, а исполнить отведенную мне миссию на Земле, оставить след внеся свой определенный вклад. И сейчас я реализую два проекта : фонд помощи бездомным животным и центр развития детского творчества. И я верю что у меня это получится. И знаете, поделюсь сокровенным, самая приятная для меня благодарность - это осознание того, что от общения со мной люди становятся хоть чуточку счастливей.

Ольга Шефер


КАЛОКАГАТИЯ

Благодаря конкурсу Мисс Санкт-Петербург/Мисс Ленинградская область в моей жизни появилось слово, значение которого столь же прекрасно, сколько и оно само. Это слово, конечно же, КАЛОКАГАТИЯ, – синоним совершенной добродетели. Красота и Доброта! Идеал на века, пришедший к нам из Древней Греции…

«Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте». Так написал мой любимый писатель, великий французский романист Виктор Мари Гюго, и я считаю, что никакому сомнению его слова не подлежат. Внешняя красота человека – это сложное, относительное и изменчивое понятие. Представление о красоте менялось в каждой эпохе - от полотен Рубенса до глянцевых обложек современных модных журналов. Постоянных эталонов внешней красоты не существует, они меняются день ото дня. То, что общественное мнение называло красивым накануне, уже не будет считаться таковым на день последующий. Но изменение эстетического идеала не исключает единого для всех главного качества в самых разных типах красоты – ГАРМОНИИ! Когда я вижу в человеке гармоничное единство прекрасного внешнего облика и добрых качеств души, я вижу подлинную красоту! Для меня всё нравственное прекрасно, внутренние качества определяют красоту внешнюю, одно есть проявление другого. Нет красоты без доброты, ведь глаза всегда отражают внутренний мир. Чистая душа – вот в моём понимании истинная красота человека!

Я верю, что, когда человек думает о добром и дарит любовь окружающим, он несёт с собой свет - чем больше добрых дел он совершает, тем сильнее разгорается в нём свет. У каждого из нас в жизни своя миссия, каждый старается интуитивно найти свой путь к гармонии и красоте, и это замечательно, главное - никогда забывать среди повседневной суеты о вечно правильных принципах Калокагатии: человек должен постоянно совершенствоваться и стремиться к подлинной гармонии, сочетая в себе заботу о телесном облике с духовностью, нравственностью и любовью к этому миру. Стремясь к этому, мы приобретём уверенность, рассеем свои страхи, будем чувствовать себя целостными и ощутим состояние единства с Вселенной!

Елена Зарицкая

Top.Mail.Ru
© SHAPING.RU   2003 - 2011год